Готовность студентов университетов к эффективному межкультурному взаимодействию в условиях пандемии: роль страха перед COVID-19 (российский опыт)

Авторы

  • Надежда Викторовна Муращенкова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0002-0793-3490

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2022.6.2261

Ключевые слова:

пандемия COVID-19, страх перед COVID-19, межкультурное взаимодействие, межкультурная компетентность, российская студенческая молодежь

Аннотация

В статье представлены результаты онлайн-опроса, проведенного в январе — апреле 2021 г. среди студентов университетов — граждан России (579 человек) в возрасте от 18 до 25 лет. Цель исследования — изучение характера связей психофизиологических и психоэмоциональных проявлений страха перед COVID-19 (как маркеров дисфункционального и функционального страхов) с показателями готовности к эффективному межкультурному взаимодействию. Проверялись две гипотезы: о наличии отрицательных связей проявлений дисфункционального страха (1) и отсутствии связей проявлений функционального страха перед COVID-19 (2) с компонентами межкультурной компетентности (как маркерами готовности студентов к эффективному межкультурному взаимодействию) в условиях пандемии. В опросе использовались Шкала страха COVID-19 (FCV-19S) и «Интегративный опросник межкультурной компетентности». Проведен множественный регрессионный анализ с контролем переменных (пол, возраст, материальное положение, владение иностранными языками, опыт международной мобильности, уровень религиозности, объективная дистанция с COVID-19).

В результате исследования первая гипотеза была подтверждена полностью, вторая — частично. Выявлено, что дисфункциональный страх перед COVID-19 может препятствовать эффективному межкультурному взаимодействию в среде российской студенческой молодежи в период пандемии, в то время как функциональный страх перед COVID-19, напротив, может способствовать росту такого показателя межкультурной компетентности, как склонность к управлению межкультурным взаимодействием. Снижение готовности к продуктивному межкультурному взаимодействию в условиях пандемии в среде студенческой молодежи с выраженным дисфункциональным страхом коронавируса может объясняться механизмами развития ксенофобии и предубеждений в ситуации угрозы, а также являться следствием психологического механизма регрессии, актуализирующегося в условиях сильного негативного эмоционального переживания. Положительный же вклад функционального страха COVID-19 в склонность к управлению межкультурным взаимодействием может быть следствием реализации потребности студентов в контроле за неопределенной ситуацией в условиях пандемии, что проявляется в том числе и в сфере межкультурной коммуникации.

Благодарность. Исследование проведено в рамках Программы фундаментальных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Биография автора

Надежда Викторовна Муращенкова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
    • кандидат психологических наук, научный сотрудник Центра социокультурных исследований

Загрузки

Опубликован

2022-12-29

Как цитировать

Муращенкова, Н. В. (2022). Готовность студентов университетов к эффективному межкультурному взаимодействию в условиях пандемии: роль страха перед COVID-19 (российский опыт). Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (6). https://doi.org/10.14515/monitoring.2022.6.2261