Качество медицинской помощи глазами пациентов: итоги независимого онлайн-опроса. Часть II

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2022.3.2218

Ключевые слова:

пациентская группа, качество медицинской помощи, ОМС, лекарственное обеспечение, доступность медицинской помощи, опрос пациентов

Аннотация

Участие пациентов в оценке качества медицинской помощи стало важной вехой в развитии высокоэффективных систем здравоохранения. После рассмотрения в первой части исследования теоретических аспектов эволюции как самого понятия качества медицинской помощи (Забелина О. Качество медицинской помощи глазами пациентов: итоги независимого онлайн-опроса. Часть I // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. № 2. С. 342—358. https://doi.org/10.14515/monitoring.2022.2.2035), так и роли пациентов в этом процессе, в настоящей статье автор уделяет внимание непосредственно опросу пациентов и анализу полученных результатов. Кроме того, поскольку методология составления партисипативного опроса, как и процесс проведения опросов в сфере здравоохранения вообще, имеют определенную специфику, автор счел необходимым детально осветить эти вопросы в данной части работы.

Анализ результатов онлайн-опроса позволил выявить наиболее важные для пациентов критерии качества медицинской помощи, обозначить уровень их оценки в современной системе здравоохранения РФ и степень участия пациентов в этом процессе. Следует отметить, что в ряде случаев проблематика вопросов совпадала с темами мониторингов соответствующих государственных ведомств. Сравнение результатов независимого опроса и официальных мониторингов подтверждает объективность предоставляемой пациентами информации и подчеркивает необходимость их включения в процесс оценки качества медицинской помощи. Помимо результатов, напрямую относящихся к оценке качества, были получены данные, объясняющие распространенность негативного отношения к социологическим опросам пациентов, а также отказов от подачи жалоб на качество медицинской помощи. Проведенная работа стала не только способом независимой оценки качества медицинской помощи, но и апробацией возможности вовлечения пациентов в процесс улучшения здравоохранения и демонстрацией подхода пациентоцентрированности в действии.

Биография автора

Оксана Викторовна Забелина

  • Независимый исследователь, Ростов-на-Дону, Россия
    • кандидат экономических наук, основатель и администратор пациентской группы «В движении»

Загрузки

Опубликован

2022-07-07

Как цитировать

Забелина, О. В. (2022). Качество медицинской помощи глазами пациентов: итоги независимого онлайн-опроса. Часть II. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (3). https://doi.org/10.14515/monitoring.2022.3.2218

Выпуск

Раздел

Представляем исследование