Аспирантура регионального вуза: проблемы и пути решения
DOI:
https://doi.org/10.14515/monitoring.2022.5.2200Ключевые слова:
аспирантура, реформирование аспирантуры, высшее образование, проблемы аспирантуры, защита диссертацииАннотация
Дискуссии о функционировании и эффективности системы подготовки научно-педагогических кадров не сходят с повестки дня академического сообщества. После внесения в 2012—2013 гг. изменений в систему аспирантской подготовки фиксируется значительное снижение числа защитившихся аспирантов. В 2020 г. доля аспирантов с диссертацией составила рекордно низкие 9%. С 1 марта 2022 г. вводятся в действие нормативные правовые акты, устанавливающие итоговую аттестацию, которая оценивает степень готовности диссертации к защите. Время покажет, даст ли результат возвращение к защите диссертации как главному итогу обучения в аспирантуре. В данной работе анализируется картина сегодняшнего дня.
Кризисное состояние аспирантуры особенно остро проявляется в региональных вузах. Так, ежегодно в аспирантуру государственного университета «Дубна» поступают около 50 человек, но лишь единицы доходят до защиты. В рамках статьи предпринята попытка сравнить ситуацию в аспирантуре этого университета с другими вузами. Проведенные нами в 2019 и 2021 гг. исследования показали, что по большинству ключевых проблем аспирантуры, обсуждаемых в научном сообществе, ситуация в Дубне схожа с общероссийской. Низкий уровень подготовки аспирантов к научной деятельности, высокая значимость неакадемических мотивов поступления в аспирантуру, недостаточная финансовая поддержка аспирантов, вынуждающая подавляющее большинство из них совмещать учебу с полной занятостью, — все эти проблемы актуальны как для ведущих российских вузов, так и для государственного университета «Дубна». Есть и особенности, обусловленные локальной — географической и академической — спецификой. В заключении представлены возможные меры, направленные на повышение качества и результативности подготовки научно-педагогических кадров в российских университетах.
Предложенные в статье выводы и рекомендации могут быть полезны аспирантам региональных вузов и их научным руководителям, руководству региональных вузов и аспирантур, министерствам образования регионального уровня и Министерству науки и высшего образования РФ.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-ShareAlike» («Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.