Профессиональное продвижение преподавателей высшей школы в виртуальных социальных сетях
DOI:
https://doi.org/10.14515/monitoring.2022.2.2120Ключевые слова:
профессиональное продвижение, университет, научно-педагогические работники, профессорско-преподавательский состав, личный бренд, профессиональный имидж, социальные сетиАннотация
В статье рассмотрены практики повседневного использования виртуальных социальных сетей преподавателями высшей школы. Особый академический интерес сконцентрирован на стратегиях и способах осуществления профессиональной коммуникации, а также продвижении результатов своей работы посредством виртуальных социальных сетей. Изучены преимущества и ограничения пользования преподавателями ресурсами онлайн-коммуникации и результаты, которых они достигают (или желают достичь). Эмпирическое исследование проведено с применением метода полуструктурированного интервью со 108 научно-педагогическими сотрудниками ведущих отечественных университетов из числа административно-управленческого персонала и научно-педагогическими работниками. В результате исследования информанты были классифицированы в зависимости от активности пользования виртуальными социальными сетями и ориентации на профессиональное продвижение на следующие группы: 1) формирующие и развивающие личный бренд в виртуальных социальных сетях; 2) поддерживающие статус научного коллектива, подразделения или организации; 3) использующие виртуальные социальные сети не для профессионального продвижения, а для личных целей и/или пассивного наблюдения за аккаунтами других людей; 4) выбирающие приоритет альтернативного профессионального продвижения (вне виртуальных социальных сетей); 5) пользователи, отсутствующие в виртуальных социальных сетях и считающие незначимым профессиональное продвижение.
Автор приходит к выводу, что преподаватели, ведущие активную научно-исследовательскую деятельность и обладающие развитыми информационно-коммуникационными компетенциями, более активны в использовании виртуальных социальных сетей для карьерного продвижения. Новизна исследования заключается в разработке типологии стратегий профессионального продвижения преподавателей и в применении качественного метода для уточнения ключевых мотиваций продвижения в виртуальных социальных сетях применительно к научно-педагогическим работникам. Статья представляет интерес для исследователей высшего образования, вовлеченных в процесс кадрового управления и развития научно-педагогических работников, а также для научных журналистов и руководителей отделов по работе с персоналом.
Благодарность. Работа подготовлена в рамках гранта РНФ, №19-18-00485 «Человеческое измерение трансформационных процессов в российских университетах: исторический опыт, тенденции и ответы на вызовы современности».
Автор выражает благодарность руководителю научного проекта А. Н. Сорокину, кандидату исторических наук, директору школы исследований окружающей среды и общества («Антропошкола», ТюмГУ, Тюмень) за организацию и проведение интервью, а также М. В. Грибовскому, доктору исторических наук, профессору кафедры российской истории (ТГУ, Томск), который совместно с автором статьи проводил экспертные интервью. Также благодарим анонимных рецензентов и представителей редакции журнала за ценные рекомендации, позволившие улучшить статью.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-ShareAlike» («Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.