Самоуверенность, склонность к риску и склонность к недобросовестным действиям как детерминанты экономического поведения студентов
DOI:
https://doi.org/10.14515/monitoring.2022.2.1881Ключевые слова:
поведенческая экономика, социологические опросы, студенты, личностные характеристики, склонность к риску, самоуверенность, склонность к недобросовестному поведениюАннотация
В статье анализируется взаимосвязь уровня самоуверенности студентов и склонности к риску и недобросовестным действиям как детерминант их поведения в экономической сфере. Исследование основано на данных авторского социологического опроса 611 студентов Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского. Предложены и апробированы оригинальные методы оценки трех исследуемых характеристик. Для построения зависимостей использовались методы корреляционно-регрессионного анализа.
Опрос позволил выявить интенсивность проявления разных характеристик среди разных групп студентов. В общей выборке студентов обнаружена положительная связь между уровнем самоуверенности и склонностью к недобросовестным действиям, с одной стороны, и склонностью к риску — с другой. В группе респондентов с невысоким уровнем самоуверенности связь самооценки с уровнем знаний и склонностью к риску прямая, однако отсутствует связь самооценки со склонностью к недобросовестному поведению. В то же время в группе опрошенных с высоким уровнем самоуверенности зависимость между уровнем знаний и самооценкой обратная, и наблюдается прямая тройственная взаимосвязь между самоуверенностью, склонностью к риску и склонностью к недобросовестному поведению. Построенные эконометрические модели показали, что склонности к риску и недобросовестному поведению больше присущи юношам, чем девушкам, и в большей степени проявляются у студентов гуманитарных специальностей, чем естественно-научных. Возраст оказывает влияние на склонность к недобросовестным практикам только в группе более зрелых респондентов с повышенной самооценкой. Результаты могут быть применены при дальнейших исследованиях взаимосвязи характеристик людей, определяющих особенности их экономического поведения. Также они могут быть использованы в информационно-просветительской работе, направленной на развитие навыков эффективного экономического поведения молодежи.
Благодарность. Исследование выполнено в рамках базовой части государственного задания Минобрнауки РФ, проект 0729-2020-0056 «Современные методы и модели диагностики, мониторинга, предупреждения и преодоления кризисных явлений в экономике в условиях цифровизации как способ обеспечения экономической безопасности Российской Федерации».
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-ShareAlike» («Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.