Определение качества социологического инструментария на основе анализа невербальных реакций респондентов (результаты эксперимента)
Ключевые слова:
социологический инструментарий, социологическая анкета, невербальные признаки, базовые эмоции, методический эксперимент, формулировка вопросаАннотация
Качество социологической информации напрямую зависит от качества инструментария. В статье представлены результаты эксперимента, направленного на оценку перспективности применения анализа невербальных проявлений эмоций и искажений ответов, как реакций респондентов на вопросы анкеты, содержащей сенситивную тематику, при работе с ней в пилотажных исследованиях для дальнейшего определения ее качества. Для достижения этой цели был использован методический эксперимент, включающий наблюдение, анкетирование, интервьюирование, исследовательскую триангуляцию. Доказана эффективность фиксирования и анализа невербальных реакций человека на вопросы анкеты в пилотажных исследованиях с целью определения качества анкеты. Установлено, что во время работы с анкетой респонденты демонстрируют мимические проявления примерно в 2,5 раза чаще, чем жестикуляцию, и в 5 раз чаще, чем изменение позы. Установлено, что демонстрация респондентами при работе с анкетой в пилотажных исследованиях невербальных проявлений негативных эмоций (страха, отвращения, раздражения) служит поводом для доработки анкеты. Удивление и веселье в меньшей степени угрожают качеству социологической информации, однако в ряде случаев это также является основанием для доработки анкеты.Загрузки
Опубликован
2013-11-10
Как цитировать
ЛАРИНА, Т. И. (2013). Определение качества социологического инструментария на основе анализа невербальных реакций респондентов (результаты эксперимента). Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (5), 26. извлечено от https://monitoringjournal.ru/index.php/monitoring/article/view/1516
Выпуск
Раздел
Теория, методология и методы