Татары, русские, КамАЗ, межэтнические отношения, язык, национальная культура, национальное общение
Аннотация
В статье излагаются результаты социологического исследования, посвященного проблемам функционирования языка, развития этнической культуры и оптимизации межнациональных отношений в трудовых коллективах КамАЗа (г. Набережные Челны) в 1990 гг., и повторного исследования в мае-июне 2014 г. Сравнительный анализ данных показал, что за два прошедших десятилетия сформировалась среда, обеспечивающая право выбора языка обучения в детских садах и школах, однако этнокультурные потребности молодежи снизились. Полиэтническое население города в целом поддерживает деятельность национально-культурных центров, общественных организаций, занимающихся этническими проблемами, детских дошкольных учреждений с углубленным воспитанием на языке и традициях национальных культур. Итогом этнокультурного развития города и республики в постсоветский период стало значительное повышение уровня владения родным языком городского населения титульного этноса, в том числе получивших образование в русскоязычных школах, однако реального двуязычия достичь пока не удалось. По мнению автора, помимо объективных причин (невостребованность татарского языка и связанный с этим его невысокий престиж) существенную роль в этом играют причины субъективного характера - н произошла психологическая перестройка самих татар и их русскоязычного окружения.