Специфика образовательной услуги: социологический анализ групп интересов в российских и австрийских гимназиях

Авторы

  • Наталья ЧЕВТАЕВА The Ural Institute of Administration – a branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation
  • Екатерина О. ФЕДОРОВА The Ural Institute of Administration – a branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation https://orcid.org/0000-0002-1980-5592

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2014.5.05

Ключевые слова:

образовательная услуга, образовательный процесс, качество образования, группы интересов, конвенциональный феномен, сравнительная социология образования

Аннотация

В работе представлены результаты сравнительного социологического исследования феномена образовательной услуги, проведенного методом анкетного и экспертного опроса в российских (г. Екатеринбург) и австрийских (г. Инсбрук) гимназиях среди педагогов, руководителей системы образования, выпускников и их родителей. При определении методологии исследования авторы обращаются к дискуссии о возможности употребления термина услуга применительно к образовательной деятельности. Обосновывается авторский подход об эвристической значимости использования понятия образовательная услуга. Методологическая позиция авторов такова: анализ образовательной деятельности сквозь призму образовательной услуги фокусирует внимание исследователей на необходимости согласования интересов всех участников образовательного процесса. В результате эмпирического исследования выявлены области сопряженности и диссонанса групп интересов – участников образовательного процесса. Наибольшая степень согласования групп интересов в российских и австрийских гимназиях обнаружена в понимании респондентами отложенного результата образовательной услуги – навыков, необходимых для будущего самоутверждения в обществе. Обозначились зоны рассогласования групп интересов при анализе организации учебного процесса. Российские и австрийские респонденты по-разному оценивают возможности ученика на уроке высказать своё мнение, погрузиться в анализ проблемных ситуаций. Особого внимания руководителей системы образования заслуживает обнаруженный диссонанс позиций российских педагогов и выпускников при определении доминирующих критериев оценки учащихся. Как в российских, так и в австрийских образовательных учреждениях определены слабые звенья и точки роста для совершенствования конвенциональной составляющей образовательной деятельности.

Загрузки

Опубликован

2014-11-10

Как цитировать

ЧЕВТАЕВА, Н., & ФЕДОРОВА, Е. О. (2014). Специфика образовательной услуги: социологический анализ групп интересов в российских и австрийских гимназиях. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (5), 98. https://doi.org/10.14515/monitoring.2014.5.05

Выпуск

Раздел

Сравнительные исследования