Интернет и новая аналитика данных бросают вызов общепринятой в социологии эпистемологии. В настоящей работе оценена степень, до которой они порождают изменения парадигмы в социологии. Обсуждаются возможности и ограничения двух направлений социологии, связанных с анализом социальных сетей: анализ социальных сетей и реляционная социология. Обосновывает, что с появлением Интернет в повестке дня социологии появилось несколько тем, обсуждение которых актуально для ее развития: анализ социальных сетей; большие данные; переосмысление методологии сбора и производства данных; изменившаяся природа объекта социологии. Основные выводы статьи заключаются в следующем. On-line-пространство - со своего зарождения и до настоящего времени - является ризомаморфным социальным образованием без сложившихся структур (социальных форм); без институционально оформленной иерархии; с сильными и частыми новыми семиотическими потоками; с новой, не известной нам, топологией. Для понимания и прогнозирования динамики сложных социальных систем любого уровня мы должны изучать и выдвигать правдоподобные гипотезы по трем основаниям: человек, культура, структуры. Изучение социальных сетей в Интернет может и должно опираться на эти три фундаментальные категории. Социологи освободятся от неявной натуралистической абсолютизации таких категорий, как: пространство, время, социальные структуры. Появятся новые практики и социальные технологии, позволяющие понимать, прогнозировать и конструировать динамику вещей, событий и смыслов, имеющих место в своеобразном социальном катамаране - online- ofline- пространстве. В социологических исследованиях семиотика займет прочные позиции, имея дело со всеми наблюдаемыми социокультурными феноменами (системы близости, мифы, мода, паттерны поведения и т.п.), помогая учёным сделать очевидной логику, а также скрытую и явную повестку дня изучаемых социальных практик, и, тем самым, обеспечить код дос тупа к повседневности.