Доверие как фактор развития кооперации в России

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2023.6.2405

Ключевые слова:

доверие к власти, общественное доверие, кооперация, потребительская кооперация, кооператив, солидарность

Аннотация

В статье исследуется связь между субъективными оценками роли доверия и развитием практик кооперации. Эмпирические данные представлены результатами всероссийского онлайн-опроса россиян, проведенного в мае и июне 2022 г. (N = 4422). Делается вывод о готовности почти половины опрошенных респондентов к участию в кооперации, что, впрочем, не гарантирует реализацию оптимистического сценария развития кооперации в краткосрочной перспективе. Результаты исследования косвенно указывают на искаженное представление респондентов о сущности кооперативной деятельности, которая противопоставляется экономической выгоде и коммерческой успешности. Дефицит доверия деформирует потребительское восприятие кооперативной продукции: почти половина опрошенных россиян (49,9%) полагают, что кооперативы поставляют товар, непроверенный на соответствие ГОСТ. В ходе исследования отмечается разграничение доверия органам власти (институциональное) и к участникам экономических отношений (межличностное), при этом второй тип доверия респонденты рассматривают как более значимый барьер развития кооперации. Установлено, что большинство респондентов опасаются мошеннических действий, недобросовестного поведения партнера при вступлении в кооператив. Россияне, отметившие улучшение материального положения после введения санкций, выразили более высокую готовность к организации кооператива.

Результаты регрессионного анализа показали отсутствие статистически значимой связи между готовностью населения к вступлению в потребительские кооперативы и оценкой роли доверия. Ключевыми аспектами, связанными с готовностью респондентов к участию в кооперативах, стали возможность заняться собственным бизнесом и объединение с единомышленниками.  Полученные результаты иллюстрируют исторически сложившееся стремление россиян к коллективным формам экономической деятельности, ориентацию на консолидированное использование ресурсов, преобладание ценностей солидаризации. Кооперация в данном контексте может рассматриваться как возможность совмещения экономических и социальных ожиданий населения.

Биографии авторов

Елена Викторовна Фролова, Финансовый университет при Правительстве РФ

  • Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия
    • доктор социологических наук, профессор, профессор Департамента социологии

Ольга Владимировна Рогач, МИРЭА — Российский технологический университет

  • МИРЭА — Российский технологический университет, Москва, Россия
    • кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры информационных технологий в государственном управлении

Библиографические ссылки

Головина С.Г., Смирнова Л.Н. Об эффективности деятельности сельскохозяйственных кооперативов в России // Аграрный вестник Урала. 2020. № 6. С. 89-100. https://www.doi.org/10.32417/1997-4868-2020-197-6-89-100.

Golovina S.G., Smirnova L.N. (2020) About the Efficiency of Agricultural Cooperatives’ Functioning in Russia. Agrarian Bulletin of the Urals. No. 6. P. 89-100. https://www.doi.org/10.32417/1997-4868-2020-197-6-89-100. (In Russ.)

Гужвина М.Д. Роль потребительской кооперации в стабилизации рыночной экономики // Научный альманах. 2016. № 1-1. С. 75-78. https://www.doi.org/10.17117/na.2016.01.01.075.

Guzhvina M.D. (2016) The Role of Consumer Cooperative in the Stabilization of the Market Economy. Scientific Almanac. No. 1-1. P. 75-78. https://www.doi.org/10.17117/na.2016.01.01.075. (In Russ.)

Егоров В.Г. Потребительская кооперация: факторы роста и препятствия развития // Инновации и инвестиции. 2020. № 8. С. 181-190. EDN: WCCZHS

Egorov V.G. (2020) Consumer Cooperation: Growth Factors and Obstacles to Development. Innovations and Investments. No. 8. P. 181-190. (In Russ.)

Кевбрина О.Б., Плеханова Е.А. К вопросу о развитии системы потребительской кооперации на территории России // Вестник Российского университета кооперации. 2019. № 1. С. 52-56.

Kevbrina O.B., Plekhanova E.A. (2019) On the Issue of the Development of Consumer Cooperation System in Russia. Bulletin of the Russian University of Cooperation. No. 1. P. 87-101. (In Russ.)

Кудрявцев А.А., Кармышова Ю.В. Концептуальные направления развития цифровых кооперативных платформ, объединяющих малых сельскохозяйственных товаропроизводителей // Московский экономический журнал. 2022. № 1. С. 267-279. https://www.doi.org/10.55186/2413046X_2022_7_1_3.

Kudryavtsev A.A., Karmyshova Yu.V. (2022). Conceptual Directions of Development of Digital Cooperative Platforms Uniting Small Agricultural Producers. Moscow Economic Journal. No. 1. P. 267-279. https://www.doi.org/10.55186/2413046X_2022_7_1_3. (In Russ.)

Медведева Н.В., Фролова Е.В., Рогач О.В. Взаимодействие и перспективы партнерства территориального общественного самоуправления с местной властью // Социологические исследования. 2021. № 10. C. 72-82. https://www.doi.org/10.31857/S013216250015275-5.

Medvedeva N.V., Frolova E.V., Rogach O.V. (2021) Territorial Public Self-Government and Local Government: Problems of Interaction and Prospects for Constructive Partnership. Sociological Studies. No. 10. P. 72-82. https://www.doi.org/10.31857/S013216250015275-5. (In Russ.)

Пятова О.Ф., Коломкина М.В., Шумилина Т.В. К вопросу развития коллективных форм хозяйствования в Самарской области: деятельность кооперативных организаций // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2021. № 53. С. 210-223. https://www.doi.org/10.17223/19988648/53/15.

Pyatova O.F., Kolomkina M.V., Shumilina T.V. (2021) On the Development of Collective Forms of Management in Samara Oblast: Activities of Cooperative Organizations. Bulletin of Tomsk State University. Economy. No. 53. P. 210-223. https://www.doi.org/10.17223/19988648/53/15. (In Russ.)

Сорока С.Н. Условия и факторы становления предпринимательской деятельности в российской федерации на рубеже ХХ и ХХI вв. // Вестник Омского университета. Серия Исторические науки. 2021. № 3. С. 70-79. https://www.doi.org/10.24147/2312-1300.2021.8(3).70-79.

Soroka S.N. (2021). Conditions and Factors of Formation of Entrepreneurial Activity in the Russian Federation at the Turn of the 20th and 21st Centuries. Bulletin of Omsk University. Series Historical Sciences. No. 3. P. 70-79. https://www.doi.org/10.24147/2312-1300.2021.8(3).70-79. (In Russ.)

Теплова Л.Е. Необходимость разработки концепции развития организационной культуры потребительской кооперации // Terra Economicus. 2005. Т. 3. № 1. C. 128-135.

Teplova L.E. (2005). The need to develop a concept for the development of organizational culture of consumer cooperation. Terra Economicus. Vol. 3. No. 1. P. 128-135. (In Russ.)

Туган-Барановский М.И. Социальные основы кооперации. М., 1989.

Tugan-Baranovsky M.I. (1989) Social Foundations of Cooperation. Moscow. (In Russ.)

Фрейдин М.З., Астапчик А.Л. Зарубежный опыт межфермерской кооперации // Вестник Белорусской государственной сельскохозяйственной академии. 2018. № 1. P. 18-22.

Freidin M.Z., Astapchik A.L. (2018) Foreign Experience of Inter-Farm Cooperation. Bulletin of the Belarusian State Agricultural Academy. No. 1. P. 18-22. (In Russ.)

Хабибуллин Р.И. Современные тенденции развития кооперации. Вопросы науки и образования. 2018. № 14. C. 5-9.

Khabibullin R.I. (2018) Contemporary Development Trends of Cooperation. Questions of Science and Education. No. 14. P. 5-9. (In Russ.)

Штомпка П. Доверие — основа общества. М.: Логос, 2012.

Sztompka P. (2012) Trust Is the Basis of Society. Moscow: Logos. (In Russ.)

Battilana J., Sengul M., Pache A.C., Model J. (2015) Harnessing Productive Tensions in Hybrid Organizations: The Case of Work Integration Social Enterprises. Academy of Management Journal. No. 58. P. 1658-1685.

Bretos I., Errasti A., Marcuello C. (2019) Multinational Expansion of Worker Cooperatives and Their Employment Practices: Markets, Institutions, and Politics in Mondragon. ILR Review. Vol. 72. No. 3. P. 580—605. https://doi.org/10.1177/0019793918779575.

Debor S. (2018) Multiplying Mighty Davids? The Influence of Energy Cooperatives on Germany’s Energy Transition. Cham: Springer.

Doherty B., Haugh H., Lyon F. (2014) Social Enterprises as Hybrid Organizations: A Review and Research Agenda. International Journal of Management Reviews. No. 16. P. 417-436.

Fisher J.B., Nading A.M. (2021) The End of the Cooperative Model (As We Knew It): Commoning and Co-becoming in Two Nicaraguan Cooperatives. Environment and Planning E: Nature and Space. No. Vol. 4. No. 4. P. 1232—1254. https://doi.org/10.1177/2514848620901439.

Fischer E,, Qaim M. (2012) Linking Smallholders to Market; Determinants and Impacts of Farmers’ Collective Action in Kenya. World Development. No. 40. P. 1255—1268.

Huang Y., Li X., Zhang G. (2021) The Impact of Technology Perception and Government Support on E-Commerce Sales Behavior of Farmer Cooperatives: Evidence from Liaoning Province, China. SAGE Open. Vol. 11. No. 2. https://doi.org/10.1177/21582440211015672.

Klagge, B., Meister, T. (2018) Energy Cooperatives in Germany—an Example of Successful Alternative Economies? Local Environment: The International Journal of Justice and Sustainability. Vol. 23. No. 7. P. 697—716.

Maestre-Matos M., Lombana-Coy J., Mesías F.J., Elghannam A. (2021) Institutional Factors That Affect Inclusive Businesses: The Case of Banana Cooperatives in the Magdalena Region (Colombia). International Journal of Rural Management. No. 17 (1_suppl). P. 69S-96S. https://doi.org/10.1177/0973005221991603.

Reynolds B.J. (2000) The One Member-One Vote Rule in Cooperatives. Journal of Cooperatives. No. 15. P. 47—62.

Schmid B., Meister T., Klagge B., Seidl I. (2020) Energy Cooperatives and Municipalities in Local Energy Governance Arrangements in Switzerland and Germany. The Journal of Environment & Development. Vol. 29. No. 1. P. 123—146. https://doi.org/10.1177/1070496519886013.

Загрузки

Опубликован

2023-12-30

Как цитировать

Фролова, Е. В., & Рогач, О. В. (2023). Доверие как фактор развития кооперации в России. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (6). https://doi.org/10.14515/monitoring.2023.6.2405

Выпуск

Раздел

Социология экономической жизни