В объятьях картонных богов: о магии имен, силе слов и фетишизме символического в социальной жизни. Часть II
DOI:
https://doi.org/10.14515/monitoring.2022.5.2329Ключевые слова:
фетишизация символического, отчуждение, символ, знак, язык, проводники взаимодействия, власть номинации, символический капитал, общество потребления, симулякр, означаемое / означающее, П.А. Сорокин, П. Бурдьё, Ж. БодрийярАннотация
В статье предметом рассмотрения становится феномен символического фетишизма как одно из закономерных проявлений и последствий процесса социального конструирования реальности. Автор исследует логику и механизмы автономизации символических систем в обществе, оборачивающейся, среди прочего, их «гипостазированием» (и реификацией) в индивидуальном и коллективном сознании как специфических сущностей. В фокусе внимания при этом оказываются три интерпретации символического и его бытований в социальной жизни, представленные в трудах П.А. Сорокина, П. Бурдьё и Ж. Бодрийяра. В первой части статьи анализу подвергаются основные положения сорокинской концепции «проводников интеракции» (в частности, идея о фетишизации разных типов проводников и их рикошетном воздействии на использующих их индивидов). Во второй части очерка аналитически реконструируются бурдьеанская трактовка «власти номинации» и бодрийяровская теория гиперреальности (или знаковой вселенной) общества потребления. В каждой из упомянутых концепций фиксируется и иллюстрируется принудительный характер символических структур общества, его знаковых образов и материализованных артефактов, оказывающих мощное влияние на человеческое мышление и поведение.
Статья публикуется в двух частях. Начало — в № 4, 2022.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-ShareAlike» («Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.