Воспроизводство кадрового потенциала науки в оценке молодых российских ученых: результаты прикладного исследования

Авторы

  • Анастасия Владимировна Швецова Уральский государственный педагогический университет https://orcid.org/0000-0002-3379-1959
  • Алевтина Александровна Симонова Уральский государственный педагогический университет https://orcid.org/0000-0002-7785-2776
  • Наталия Николаевна Давыдова Уральский государственный педагогический университет https://orcid.org/0000-0002-6211-6370

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.5.736

Ключевые слова:

молодые ученые, кадровый потенциал науки, государственная политика, научный коллектив, грант, наукометрия, академическая карьера, профессиональный рост

Аннотация

Основная цель проведенного исследования состоит в выявлении барьеров профессионального развития молодых российских ученых как потенциальных руководителей научных коллективов. Анализируется влияние государственных решений в области науки и образования на их профессиональное самочувствие и успешность. Дизайн исследования основан на синтезе качественных и количественных методов эмпирического анализа, включающем (1) онлайн-опрос молодых российских ученых (N = 105) о наиболее уязвимых, на их взгляд, зонах в развитии кадрового потенциала науки; (2) глубинное интервью с молодыми российскими учеными (N = 20), обеспечившее получение данных об индивидуальном профессиональном пути, специфических проблемах и трудностях построения научной карьеры, о субъективном видении перспектив развития российской науки. В результате комплексного анализа выявлены и обоснованы ключевые группы барьеров, препятствующих успешному карьерному росту в науке: финансовые, организационные и морально-этические. На конкретных примерах показано, как совокупность этих факторов влияет на жизненные планы исследователей и их положение в сфере науки и образования в целом. В заключительной части статьи обсуждаются предложения молодых ученых, направленные на преодоление выявленных профессиональных барьеров.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в предоставлении предложений молодых ученых, направленных на преодоление выявленных профессиональных барьеров для разработки на федеральном и региональном уровнях мер поддержки государством молодых исследователей по научным, организационно-управленческим и социальным вопросам с целью создания для них привлекательных условий работы в России.

Благодарность. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и АНО ЭИСИ в рамках научного проекта № 19-011-31346 «Государственная политика воспроизводства кадрового потенциала науки».

Биографии авторов

Анастасия Владимировна Швецова, Уральский государственный педагогический университет

  • Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург, Россия
    • кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Научно-образовательного центра инновационной деятельности

Алевтина Александровна Симонова, Уральский государственный педагогический университет

  • Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург, Россия
    • доктор педагогических наук, профессор, директор Научно-образовательного центра инновационной деятельности

Наталия Николаевна Давыдова, Уральский государственный педагогический университет

  • Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург, Россия
    • кандидат технических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Научно-образовательного центра инновационной деятельности

Загрузки

Опубликован

2020-11-09

Как цитировать

Швецова, А. В., Симонова, А. А., & Давыдова, Н. Н. (2020). Воспроизводство кадрового потенциала науки в оценке молодых российских ученых: результаты прикладного исследования. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (5). https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.5.736

Выпуск

Раздел

Исследования науки и технологий