Оценка коммуникативного потенциала сайтов российских НКО на основе анализа нереактивных данных

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2022.5.2230

Ключевые слова:

веб-скрейпинг, некоммерческие организации, нереактивные данные, коммуникативный потенциал, коммуникация, сайты, НКО

Аннотация

В исследовании предлагается и апробируется подход к измерению коммуникативного потенциала сайтов некоммерческих организаций (НКО). Анализ строится на данных о технических характеристиках сайтов почти 10 000 российских НКО, собранных авторами самостоятельно с помощью процедуры веб-скрейпинга. Коммуникативный потенциал оценивается в соответствии с принципами, предложенными М. Кентом и М. Тейлор, согласно которым сайт должен обладать простым интерфейсом, предоставлять полезную информацию, удерживать и «возвращать» пользователей.

Результаты показывают, что сайты российских НКО обладают невысоким коммуникативным потенциалом. Для них в большей мере характерно соблюдение принципа полезности информации для поисковой оптимизации (до 82% веб-страниц соответствуют этому принципу). Для половины сайтов соблюдаются остальные принципы: простота интерфейса, генерация повторных посещений и полезность информации для доноров и волонтеров. Наибольшим коммуникативным потенциалом обладают сайты автономных некоммерческих организаций и благотворительных фондов, а также более молодых организаций. В работе также демонстрируется, что результаты, полученные с использованием нереактивных данных, существенно отличаются от результатов исследований, основанных на опросных данных и отражающих позицию представителей самих НКО.

Благодарность. Авторы благодарят директора по инновациям Теплицы социальных технологий Дениса Ягодина и руководителя Теплицы социальных технологий Алексея Сидоренко за ценные комментарии и участие в обсуждениях на всех этапах исследования.

Биографии авторов

Светлана Васильевна Жучкова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
    • младший научный сотрудник, Центр социологии высшего образования

Дада Линделл, Теплица социальных технологий

  • Теплица социальных технологий, Москва, Россия
    • специалист в предметной области (гражданское общество)
    • руководитель лаборатории, Лаборатория исследований гражданского общества

Загрузки

Опубликован

2022-11-06

Как цитировать

Жучкова, С. В., & Линделл, Д. (2022). Оценка коммуникативного потенциала сайтов российских НКО на основе анализа нереактивных данных. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (5). https://doi.org/10.14515/monitoring.2022.5.2230

Выпуск

Раздел

Медиасоциология