Феминистская волна в женском кинематографе Южной Кореи

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2023.3.2333

Ключевые слова:

феминистская волна, южнокорейский кинематограф, репрезентация гендерного неравенства, женщины-режиссеры

Аннотация

В статье проводится социологический анализ репрезентации гендерного неравенства в фильмах женщин-режиссеров Юн Гаын, Чон Гоун, Ким Бора и Ким Доён. Демократизация общественной жизни в Республике Корея привела к включению женщин-режиссеров в кинематографические процессы. Женщины-режиссеры, рожденные в 1980-х годах, сконцентрировались на репрезентации гендерных отношений сквозь призму феминистского взгляда, а не стереотипов и культурных стандартов, которые были широко распространены в стране. Картины этих режиссеров сформировали феминистскую волну в южнокорейском кинематографе. В анализируемых фильмах они обращаются к проблематике социализации девочек, гендерного неравенства в семье и обществе, а также самоопределения женщины в обществе. Теоретической рамкой исследования стали феминистские концепции в изучении кино и культурные исследования в социологии. В статье показано, что женщины — режиссеры феминистской волны оставляют открытым вопрос о будущем гендерного неравенства в южнокорейском обществе, намечая противоречивые перспективы.

Биография автора

Румия Кямильевна Тангалычева, Санкт-Петербургский государственный университет

  • Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия
    • доктор культурологии, доцент кафедры социологии культуры и коммуникации

Библиографические ссылки

Агафонова Н. А. Общая теория кино и основы анализа фильма. Минск: Тесей, 2008.

Agafonova N. A. (2008) General Film Theory and the Fundamentals of Film Analysis. Minsk: Tesey. (In Russ.)

Артюх А. Кинофеминизм: женщины-режиссеры ХХI века (Основы кинокритики). СПб.: Петрополис, 2018.

Artyukh A. (2018) Cine-Feminism: Women Directors of the 21st century (Fundamentals of the Film Criticism). Saint Petersburg: Petropolis. (In Russ.)

Здравомыслова Е. А., Тёмкина А. А. 12 лекций по гендерной социологии. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2015.

Zdravomyslova E. A., Temkina A. A. (2015) 12 Lectures on Sociology of Gender. Saint Petersburg: EUSP Press. (In Russ.)

Кирьянов О. В. Южная Корея. М.: РИПОЛ-классик, 2021.

Kiryanov O. V. (2021) South Korea. Moscow: Ripol Classic Publishing House. (In Russ.)

Корте Г. Введение в системный киноанализ. М.: Издательство Высшей школы экономики, 2018. https://doi.org/10.17323/978-5-7598-1103-9.

Korte H. (2018) Einführung in die Systematische Filmanalyse. Moscow: HSE Publishing House. https://doi.org/10.17323/978-5-7598-1103-9. (In Russ.)

Ланьков А. Н. Корея: рывок в современность. Новосибирск: Издательство ИАЭТ СО РАН, 2021.

Lan’kov A. N. (2021) Korea: A Breakthrough into the Present. Novosibirsk: Institute of Archaeology and Ethnography Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences Publishing House. (In Russ.)

МакДональд К. Теория фильмов. Харьков: Гуманитарный центр, 2018.

McDonald K. (2018) Film Theory. The Basics. Kharkiv: Humanitarian Сenter. (In Russ.)

Модернизация Кореи: политика, экономика, общество, культура: коллективная монография / отв. ред. Р. К. Тангалычева. М.: ВЦИОМ, 2022.

Tangalycheva R. K. (ed.) (2022) Modernization of Korea: Politics, Economics, Society, Culture. Moscow: Russian Public Opinion Research Center. (In Russ.)

Нэм Джу Т. Госпожа Ким Чжи Ен, рожденная в 1982 году. М.: Эксмо, 2016.

Cho N.-J. (2016) Palsip Yi Nyeon Saeng Kim Jiyeong. Moscow: Eksmo. (In Russ.)

Тангалычева Р. К. Молодежные проблемы в южнокорейском кинематографе (на материале фильма Ли Чхандона «Пылающий») // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2022. Т. 15. № 2. С. 155—171. https://doi.org/10.21638/spbu12.2022.204.

Tangalycheva R. K. (2022) Youth Problems in South Korean Cinema (On the Material of Lee Chang-don’s Film “Burning”). Vestnik of Saint Petersburg University. Sociology. Vol. 15. No. 2. P. 155—171. https://doi.org/10.21638/spbu12.2022.204. (In Russ.)

Тюдор Д. Невозможная Корея: К-POP и экономическое чудо, дорамы и культура на экспорт, феминизм по-азиатски и гендерные роли Дальнего Востока. М.: АСТ, 2019.

Tudor D. (2019) Korea. The Impossible Country. South Korea’s Amazing Rise from the Ashes: The Inside Story of an Economic, Political and Cultural Phenomenon. Moscow: AST. (In Russ.)

Усманова А. От локального к глобальному: политика «культурных исследований» (международная конференция по Cultural Studies в Бирмингеме) // Топос. 2000. № 3. C. 161—165.

Usmanova А. (2000) From Local to Global: The Policy of “Cultural Research”. Topos. No. 3. P. 161—165. (In Russ.)

Хван А. Г. Очерки истории корейского кино (1903—2006). М.: Litres, 2021.

Khvan A. G. (2021) Essays on the History of Korean Cinema (1903—2006). Moscow: Litres. (In Russ.)

Хонг Ю. Корейская волна: как маленькая страна покорила весь мир. М.: Бомбора, 2021.

Hong E. (2021) The Birth of Korean Cool: How One Nation Is Conquering the World Through Pop Culture. Moscow: Bombora. (In Russ.)

Ярская-Смирнова Е. Р. Гендер, власть и кинематограф: основные направления феминистской кинокритики // Журнал социологии и социальной антропологии. 2001. Т. 4. № 2. С. 100—118.

Iarskaia-Smirnova E. R. (2001) Gender, Power, and Cinema: The Main Directions of Feminist Film Criticism. The Journal of Sociology and Social Anthropology. Vol. 4. No. 2. P. 100—118. (In Russ.)

Kaplan E. A. (ed.) (2000) Feminism and Film. Oxford: Oxford University Press.

Lee S. (ed.) (2019) Rediscovering Korean Cinema (Perspectives on Contemporary Korea). Ann Arbor, MI: The University of Michigan Press.

Mulvey L. (1975) Visual Pleasure and Narrative Cinema. Screen. Vol. 16. No. 3. P. 6—18. https://doi.org/10.1093/screen/16.3.6.

Mulvey L. (2009) Visual and Other Pleasures. London: Palgrave Macmillan.

Nichols B. (1995) Blurred Boundaries: Questions of Meaning in Contemporary Culture. Bloomington, IN: Indiana University Press.

Penley C. (ed.) (1988) Feminism and Film Theory. New York: Routledge. https://doi.org/10.4324/9780203699362.

Загрузки

Опубликован

2023-07-07

Как цитировать

Тангалычева, Р. К. (2023). Феминистская волна в женском кинематографе Южной Кореи. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (3). https://doi.org/10.14515/monitoring.2023.3.2333

Выпуск

Раздел

Представляем исследование