Типы шкал и анализ распределений в социологии
DOI:
https://doi.org/10.14515/monitoring.2014.4.03Ключевые слова:
социологические шкалы, социологические распределения, ранг–размер, амбивалентность оценок, удовлетворенность местом работы, доверие, нормальное распределениеАннотация
Цель статьи — обозначить некоторые особенности анализа социологических распределений в соответствии с изложенным ранее пониманием шкал и специфики социологического измерения. Рассмотрено соотношение атрибутивных, порядковых и абсолютных шкал с типами социологических распределений. На примере президентских выборов в России и Франции в 2012 г. представлены возможности сравнительного анализа атрибутивных шкал. Проанализирован феномен распределения ранг–размер. Показано, что атрибутивные шкалы — это зачастую свернутые порядковые шкалы, а понятие качественный признак нередко лишено формального смысла. Теоретически обоснован и описан эксперимент по измерению удовлетворенности местом работы двумя раздельными порядковыми шкалами. Изложены понимание феномена доверия и эксперимент по измерению доверия/недоверия двумя раздельными порядковыми шкалами с использованием новых аналитических походов. Аргументируется необоснованность использования гипотезы нормального распределения в социологии. Распределения по возрасту проанализированы как особый тип распределений, сформулирована гипотеза, объясняющая типичную форму кривых распределений по возрасту. Вкратце описан феномен распределение величин свойства по временной шкале.Загрузки
Опубликован
2014-09-10
Как цитировать
ИЛЬЯСОВ, Ф. Н. (2014). Типы шкал и анализ распределений в социологии. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (4), 24. https://doi.org/10.14515/monitoring.2014.4.03
Выпуск
Раздел
Теория, методология и методы